Что мы успели сделать и над чем работаем сейчас
Геймифицировать бизнес-процессы в банке начали еще в 2020 году. Первым заказчиком стал контактный центр, результат работы которого легко оцифровать: много сотрудников с идентичными задачами и измеримыми KPI, которые анализируют не реже раза в неделю. Для него была создана платформа, которая предполагала возможность переиспользования.
Позднее силами HR-tech, IT и заказчиков было разработано еще три игры. Каждая из них решала разные задачи бизнеса и была ориентирована на различные целевые аудитории.
После успешного запуска первой игры в контактном центре мы стали развивать направление геймификации и усилили команду. Так, в составе Департамента по работе с персоналом появилась Гейм-лаборатория. Команда принимает запросы на геймификацию бизнес-задач любого уровня сложности. Например, привлечь больше сотрудников к тестированию и поиску багов в мобильном приложении нам помогают задания на ГПБлайке (портал позитивной обратной связи). Такую задачу мы можем решить за несколько дней. Если же нужно повлиять на достижение KPI подразделения, то мы создаем большую и очень кастомизированную под конкретного заказчика бизнес-игру. Такая разработка занимает несколько месяцев.
Как мы работали раньше
Самый важный шаг к переменам — это признание необходимости перемен. Мы это признали два года назад. Тогда наша команда работала по принципу «99% труда и 1% плана». Вот что это означало на практике.Реальность такова, что все мы очень неохотно читаем разделы с объявлениями и информационные рассылки. Мини-игры позволили интерактивно провести коллег по новым разделам портала, продемонстрировать новые возможности, познакомить с функционалом и достижениями разных подразделений банка. Такой опыт применения геймифицированных инструментов также оказался успешным. Цель была достигнута, а в качестве бонуса команда получила запросы на переиспользование этих игр для решения бизнес-задач от других подразделений.
Сегодня возможности геймификации в банке расширились: существующие игры развиваются и дополняются новыми фичами. Параллельно разрабатываются новые продукты.
Моя зона ответственности – разработка больших кастомных бизнес-игр. Создание такой игры занимает несколько месяцев и включает в себя 5 этапов.
Этап №1: Формализуем требования заказчика
Инициатива по разработке игры исходит от заказчика — представителя того или иного подразделения банка. Первым делом он заполняет стандартный бриф, где описывает бизнес-задачи, которые хочет решить с помощью геймификации, и результаты, которые ожидает получить после внедрения игры.
Изучив заявку, Product Owner назначает встречу с заказчиком: вместе они анализируют бизнес-задачи подразделения, выделяют те, которые можно решить геймификацией, и формулируют цели. Например, улучшать KPI, помогать в командообразовании, повышать количество пройденных образовательных курсов.
На этапе заполнения анкеты важно разобраться, зачем нужна геймификация. Все знают, что геймификация — это модно, красиво и интересно. Но это не те причины, по которым бизнес инвестирует в разработку. Нужны измеримые показатели и задачи, которые можно решить с помощью игры. Поэтому первый этап — самый важный: от заполнения анкеты до утверждения бизнес-задач и формулировки целей.
Этап №2: Придумываем механики и легенду
Product Owner разрабатывает идею игры и думает, как ее реализовать. На этом этапе важно подобрать правильные механики, которые позволят вовлечь игроков и достичь заявленных бизнес-целей.Я стараюсь собрать максимум информации о целевой аудитории: возраст, гендер, регион, рабочие задачи, описание обычного рабочего дня, взаимодействие с коллективом и т.д. Мне интересно все, что позволит максимально подробно описать игрока. Также я использую теорию поколений. Она помогает понять, какие мотиваторы и ценности есть у этой целевой аудитории. Иногда провожу анализ типов игроков по Ричарду Бартлу.
Я вдохновляюсь популярными сюжетами и героями других игр. Поскольку современный мир очень быстро меняется, важно быть в теме, быть любопытным: следить за трендами отрасли, изучать литературу, читать статьи, посещать конференции, общаться с коллегами, делиться опытом. Мы работаем с мотивацией людей, и поэтому важно их понимать: интересоваться ими, общаться, уметь «надеть костюм» своей целевой аудитории и посмотреть на мир ее глазами.
Есть несколько типов игроков с их основными мотиваторами согласно типологии Ричарда Бартла. • Киллерам важно соревнование, победа и разрушение. Им нравятся рейтинги и статусы лучших. Также они ищут в системе уязвимости, чтобы ее взломать. • Социальщики приходят повзаимодействовать с другими игроками. • Исследователи хотят познать всю игру, найти новые фичи. • Накопителям нравится соблюдать правила, получать бонусы, повышать свой уровень. При обдумывании игры необходимо провести исследование и понять, какой тип игроков преобладает в нашей целевой аудитории. При этом нужно придумать такую систему, в которой было бы интересно всем типам игроков.
Этап №3: Выбираем подрядчика
На основе утвержденной концепции создаются бизнес-требования для разработчиков.Собственной команды разработки у направления геймификации в нашем банке нет: мы обращаемся к внешним подрядчикам. Для реализации этих задач у нас есть надежные партнеры. Их несколько, у каждого есть своя суперсила. Это позволяет нам реализовывать игры под любой, даже самый необычный и взыскательный запрос.
Мы направляем разработчику материалы, полученные в результате предыдущих этапов. Исполнитель должен разобраться в задачах бизнеса, в особенностях целевой аудитории так же тщательно, как и мы. После изучения материалов мы встречаемся с ним и отвечаем на все вопросы. Взаимодействие идет с креативщиками, а также с аналитиками и руководителем команды разработки. Мы проясняем требования бизнеса, безопасности и технологические требования. Через некоторое время после встречи исполнители возвращаются с презентацией.
Этап №4: Разрабатываем, ставим новые цели и тестируем
В разработке игры критически важно участие команды заказчика. Работа движется по agile-принципам, итерациями.Дважды в неделю проходят встречи, где команды разбирают все требования, просчитывают риски и проводят мозговые штурмы. Встречи как правило трехсторонние: заказчик, разработчики и Product Owner вместе с коллегами ИТ Газпромбанк.
Также на этапе обсуждения требований с командой и аналитиками происходит тестирование гипотез. Например, пользователям могут показать правила игры и проверить, насколько они понятны.
Перечень гипотез для исследования рождается в процессе обсуждения требований.
После утверждения всех требований пишется техническое задание, и команда приступает к разработке. Получив рабочий вариант игры, Product Owner с командой заказчика ее тестируют, проверяют корректность реализации функциональных требований, коллеги из ИТ проверяют соответствие своим требованиям.
Если находят баги, продукт возвращают на доработку. Когда все готово, игра проходит проверку на информационную безопасность. После этого игру выкатывают в прод.
Этап №5: Запускаем!
- Разогрев аудитории
Мы продвигаем продукт через каналы коммуникаций, актуальные для конкретной целевой аудитории. Как только пользователь зашел в игру, важно постоянно поддерживать его интерес. Помимо самих игровых механик большую роль в вовлечении играют разнообразные задания, как бизнесовые, так и фановые, а также быстрая обратная связь по результатам выполнения заданий и начисление вознаграждения. Вместе с этим продукт должен выполнить бизнес-задачу и замотивировать игроков делать то, что они раньше не делали, или делали недостаточно хорошо. Для этого мы постоянно держим руку на пульсе, сверяемся с приоритетами бизнеса и даем задания в соответствии с ними.
- Анализ результатов
Обратную связь от пользователей команда собирает через e-mail службы поддержки, куда любой игрок может прислать вопрос или предложить идею. Спустя пару месяцев после старта проводится количественное исследование, по результатам которого можно сделать выводы о впечатлениях игроков. Так формируется пул доработок продукта или бизнес-процессов, интегрированных в игру.
Также раз в месяц команда готовит отчет о результатах игры, презентует их руководству, получает обратную связь и составляет план мероприятий по развитию продукта и процесса.
Бонус: 9 навыков, чтобы стать Product Owner в области игр для бизнеса
В каждой хорошей игре есть бонус для старательного игрока. Мы тоже кое-что припасли для тех, кто дочитал статью до конца. Елена Хромова перечислила навыки, которые необходимы, чтобы быть успешным Product Owner в сфере геймификации рабочих процессов.Что важно уметь Product Owner
- Организовать и мотивировать команды.
- Понимать продукт и управлять его бэклогом.
- Контролировать каждый этап работ и расставлять приоритеты.
- Обладать коммуникативными навыками.
Особые скиллы для Product Owner
- Понимание, как устроена IT-разработка.
- Умение проводить UX-исследования и разбираться в UX-дизайне.
- Понимание основ психологии, знание механизмов мотивации.
- Знания в области геймдизайна.
- Креативность.
Настольные книги по геймификации
- Кевин Вербах «Вовлекай и властвуй: Игровое мышление на службе бизнеса».
- Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова «Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру!».
- Джесси Шелл «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все».