Всем привет, меня зовут Николай, я – арт-директор в Газпромбанке, и хотел бы порассуждать о том, кто такой современный графический дизайнер, и на что стоит обратить внимание при найме такого специалиста. Есть очевидные требования, которые работодатель предъявляет к графическому дизайнеру:
- Наличие опыта, подтвержденного в портфолио
- Профильное образование
- Владение основными графическими редакторами
- Знание трендов в дизайне
- Насмотренность
Важность и нужность каждого из этих требований не подвергается сомнению. На практике же по каждому из них могут возникнуть спорные моменты, на которые, на мой взгляд, важно обратить внимание. Как говорится, «дьявол кроется в деталях». Именно об этих деталях и хочется поговорить в этой статье.
Портфолио, несомненно, самое важное, что есть у любого графического дизайнера. По определению оно должно наглядно демонстрировать все его возможности и навыки. Но так ли это на практике? Вопрос непростой, и просматривая портфолио очередного соискателя, я всегда держу в голове несколько важных вещей, про которые не стоит забывать:
Использование чужих работ
К сожалению, достаточно распространенной практикой стало использование чужих работ в своем портфолио. Это кажется бессмысленным. Если дизайнер совсем ничего не умеет, то это достаточно быстро вскроется. Однако, если какой-то набор навыков у дизайнера есть, то он может водить работодателя за нос достаточно долго, попутно опустошая его карман. Был на моей памяти даже случай, когда у одного из кандидатов на роль дизайнера в нашем банке в портфолио лежали наши же, «позаимствованные» им, работы.
Лучшее из лучших
Еще одна частая практика – размещение в портфолио лишь нескольких самых лучших работ. Да, это выглядит круто, но можно ли на основании этих нескольких работ составить объективную картину о возможностях дизайнера? Допустим, я ищу себе в команду мультидисциплинарного дизайнера и хочу понять, как он умеет делать рекламные макеты, верстку, типографику, инфографику и много чего еще. А в портфолио у дизайнера, позиционирующего себя как мультидисциплинарный, я вижу две очень крутые работы по айдентике и постер. Я понимаю, что работы классные и уровень дизайнера высокий, но может ли он делать еще что-то и решать нужные мне задачи? И вопросов от таких портфолио появляется очень много. Например, соискатель имеет 10 лет опыта и 5 работ в портфолио. Это как? Он настолько эффективен, что делает по одному проекту в 2 года? Или за 10 лет он смог сделать только 5 работ, которые не стыдно показать? Добавлять все свои работы, наверное, тоже не очень хорошая идея: здесь важно искать баланс. Хорошее портфолио должно давать разностороннюю и объективную картину возможностей дизайнера согласно тому, как он позиционирует себя на рынке.
Арт-дирекшн
Часто действительно классные работы создаются дизайнером в студии или в рекламном агентстве под руководством крутого арт-директора. В этом случае дизайнер выступает в качестве инструмента, с помощью которого арт-директор реализует свои идеи и свое видение проекта. В портфолио этот важный момент, естественно, никак не указывается. Впоследствии может оказаться, что при самостоятельной работе дизайнер не способен показать и десятой части такого уровня качества.
Командная работа
Бывает и так, что большие комплексные работы, размещенные в портфолио, были коллективной работой целой команды. И даже если все участники команды перечислены, роль самого дизайнера в проекте практически никогда не указывается. Может быть, он был лидером команды, тогда и все идеи, и основная часть работы были его. А может, его участие ограничилось разработкой двух контурных иконок. Ожидания здесь могут опять сильно не совпадать с реальными возможностями дизайнера.
Советы для соискателя
Профильное образование, конечно же, всегда только плюс для любого дизайнера. Однако, наличие такого образования (а то и нескольких) никак не гарантирует, что дизайнер сможет показывать результат нужного уровня. И вот про что я стараюсь помнить при поиске дизайнера к себе в команду:
«Дизайнеры-самоучки»
Отсутствие профильного образования вовсе не означает, что дизайнер некомпетентен. Существует огромное количество очень крутых «дизайнеров-самоучек», которые на тяжелом опыте через бессонные ночи, боль и ошибки заслужили свое признание и уважение.
Талант
Гораздо важнее образования то, насколько дизайнер талантлив в данной области. И если образование можно приобрести, то талант либо есть, либо его нет, и с этим ничего не поделать. К сожалению, люди еще не нашли точную методику определения таланта человека, и это невозможно подтверждать документом государственного образца. Талантливый дизайнер интуитивно делает хорошо и правильно, даже не зная, что именно так и написано в толстых конспектах по дизайну. И напротив, даже самое крутое профильное образование никогда не сможет заменить наличие таланта.
«Дизайнеры-болтуны»
Отсутствие таланта при наличии большого количества теоретических знаний, полученных в учебных заведениях, породило такое явление как «дизайнеры-болтуны». Они могут долго и красочно рассказывать, что такое дизайн, знать все методики и направления, красиво излагать мысли умными терминами, апеллировать к трудам и фамилиям известных дизайнеров современности и прошлого. Однако, если вы попросите такого дизайнера оперативно сделать классный макет, то получите совсем не тот результат, который ожидали. Мягко говоря. А на все ваши справедливые замечания получите ответ, что вы ничего не понимаете в дизайне и поэтому не можете адекватно оценить гениальность его замысла. Здесь нужно быть особенно внимательным. «Дизайнеры-болтуны» очень хорошо умеют создавать видимость высококлассного специалиста, но практической пользы от них обычно очень немного.
Советы для соискателя
Портфолио
Портфолио, несомненно, самое важное, что есть у любого графического дизайнера. По определению оно должно наглядно демонстрировать все его возможности и навыки. Но так ли это на практике? Вопрос непростой, и просматривая портфолио очередного соискателя, я всегда держу в голове несколько важных вещей, про которые не стоит забывать:
Использование чужих работ
К сожалению, достаточно распространенной практикой стало использование чужих работ в своем портфолио. Это кажется бессмысленным. Если дизайнер совсем ничего не умеет, то это достаточно быстро вскроется. Однако, если какой-то набор навыков у дизайнера есть, то он может водить работодателя за нос достаточно долго, попутно опустошая его карман. Был на моей памяти даже случай, когда у одного из кандидатов на роль дизайнера в нашем банке в портфолио лежали наши же, «позаимствованные» им, работы.
Лучшее из лучших
Еще одна частая практика – размещение в портфолио лишь нескольких самых лучших работ. Да, это выглядит круто, но можно ли на основании этих нескольких работ составить объективную картину о возможностях дизайнера? Допустим, я ищу себе в команду мультидисциплинарного дизайнера и хочу понять, как он умеет делать рекламные макеты, верстку, типографику, инфографику и много чего еще. А в портфолио у дизайнера, позиционирующего себя как мультидисциплинарный, я вижу две очень крутые работы по айдентике и постер. Я понимаю, что работы классные и уровень дизайнера высокий, но может ли он делать еще что-то и решать нужные мне задачи? И вопросов от таких портфолио появляется очень много. Например, соискатель имеет 10 лет опыта и 5 работ в портфолио. Это как? Он настолько эффективен, что делает по одному проекту в 2 года? Или за 10 лет он смог сделать только 5 работ, которые не стыдно показать? Добавлять все свои работы, наверное, тоже не очень хорошая идея: здесь важно искать баланс. Хорошее портфолио должно давать разностороннюю и объективную картину возможностей дизайнера согласно тому, как он позиционирует себя на рынке.
Арт-дирекшн
Часто действительно классные работы создаются дизайнером в студии или в рекламном агентстве под руководством крутого арт-директора. В этом случае дизайнер выступает в качестве инструмента, с помощью которого арт-директор реализует свои идеи и свое видение проекта. В портфолио этот важный момент, естественно, никак не указывается. Впоследствии может оказаться, что при самостоятельной работе дизайнер не способен показать и десятой части такого уровня качества.
Командная работа
Бывает и так, что большие комплексные работы, размещенные в портфолио, были коллективной работой целой команды. И даже если все участники команды перечислены, роль самого дизайнера в проекте практически никогда не указывается. Может быть, он был лидером команды, тогда и все идеи, и основная часть работы были его. А может, его участие ограничилось разработкой двух контурных иконок. Ожидания здесь могут опять сильно не совпадать с реальными возможностями дизайнера.
Советы для соискателя
- Постарайтесь разместить в своем портфолио работы по всем навыкам, которые вы указываете в своем резюме. Если вы пишете, что умеете рисовать иллюстрации и создавать анимацию, то нужно показать это наглядным примером.
- Не стесняйтесь размещать много разных работ, даже если они не вызывают у вас безудержного восторга, но сделаны на добротном качественном уровне. Важно помнить, что ваше портфолио – это не конкурс, на котором нужно всех удивить одной работой и забрать премию. Здесь нужно максимально объективно и подробно показать все свои сильные стороны.
- Портфолио должно быть не презентацией сделанных проектов, а презентацией вас самих как специалиста, поэтому и при описании проектов старайтесь делать акцент именно на этом. Расскажите не о самом проекте, а о том, как вы над ним работали, какие идеи у вас при этом рождались, объясните, почему принимали те или иные решения.
- Постарайтесь всегда четко понимать и держать в голове, какой дизайнер и на какие задачи вам нужен. Например, если вы ищите джуниор-дизайнера, то и требования к работам должны быть соответствующие. А если вам нужен мультидисциплинарный дизайнер, то посмотрите, как он умеет работать со всеми нужными вам видами материалов, а не только с каким-то одним.
- Внимательно и критически изучайте портфолио. Не восхищайтесь преждевременно. Наметанным глазом можно легко увидеть, что работы в портфолио делал не один человек, а несколько разных. А значит, вероятность того, что дизайнер собрал портфолио из чужих работ, очень велика.
- Грамотно готовьтесь и проводите собеседование. Например, если вы сомневаетесь в какой-то работе из портфолио дизайнера, можно попросить его спонтанно рассказать о том, как она делалась — от поиска идеи до конечной реализации.
Профильное образование
Профильное образование, конечно же, всегда только плюс для любого дизайнера. Однако, наличие такого образования (а то и нескольких) никак не гарантирует, что дизайнер сможет показывать результат нужного уровня. И вот про что я стараюсь помнить при поиске дизайнера к себе в команду:
«Дизайнеры-самоучки»
Отсутствие профильного образования вовсе не означает, что дизайнер некомпетентен. Существует огромное количество очень крутых «дизайнеров-самоучек», которые на тяжелом опыте через бессонные ночи, боль и ошибки заслужили свое признание и уважение.
Талант
Гораздо важнее образования то, насколько дизайнер талантлив в данной области. И если образование можно приобрести, то талант либо есть, либо его нет, и с этим ничего не поделать. К сожалению, люди еще не нашли точную методику определения таланта человека, и это невозможно подтверждать документом государственного образца. Талантливый дизайнер интуитивно делает хорошо и правильно, даже не зная, что именно так и написано в толстых конспектах по дизайну. И напротив, даже самое крутое профильное образование никогда не сможет заменить наличие таланта.
«Дизайнеры-болтуны»
Отсутствие таланта при наличии большого количества теоретических знаний, полученных в учебных заведениях, породило такое явление как «дизайнеры-болтуны». Они могут долго и красочно рассказывать, что такое дизайн, знать все методики и направления, красиво излагать мысли умными терминами, апеллировать к трудам и фамилиям известных дизайнеров современности и прошлого. Однако, если вы попросите такого дизайнера оперативно сделать классный макет, то получите совсем не тот результат, который ожидали. Мягко говоря. А на все ваши справедливые замечания получите ответ, что вы ничего не понимаете в дизайне и поэтому не можете адекватно оценить гениальность его замысла. Здесь нужно быть особенно внимательным. «Дизайнеры-болтуны» очень хорошо умеют создавать видимость высококлассного специалиста, но практической пользы от них обычно очень немного.
Советы для соискателя
- Помните, что наличие образования — лишь приятное дополнение к вашему крутому портфолио. Сам по себе диплом даже самого престижного профильного университета никак не гарантирует вам трудоустройство в области дизайна. Здесь работают немного другие правила.
- Если вы только закончили обучение, и у вас еще нет крутых работ в портфолио, постарайтесь сперва взять несколько проектов на стороне, сделать что-то классное для друзей или просто придумать и воплотить какой-то абстрактный проект в качестве факультатива. Это сильно поможет вам не только при трудоустройстве, но и при определении стартового уровня оплаты труда на вашем новом месте работы.
- Главное — портфолио. Если дизайнер много и хорошо учился, то это должно быть отражено в конкретных работах. Именно на них и нужно в первую очередь смотреть.
- Часто дизайнеры размещают в своем портфолио дипломные проекты с обучения. Помните, что назвать это полностью самостоятельной работой можно с большой натяжкой. Важно, чтобы были и другие работы для объективной оценки.
- Всегда сопоставляйте, что и как дизайнер говорит на собеседовании с тем, что есть в портфолио. Если очевидны серьезные несоответствия, то есть вероятность, что вы имеете дело с «дизайнером-болтуном».
Владение основными графическими редакторами
Графические редакторы — основной инструмент любого дизайнера. Без умения пользоваться этим инструментом ни о каком профессионализме, конечно же, говорить не приходится. Но даже здесь есть моменты, которые можно обсудить:
Как оценивать?
Нет никакой понятной системы оценки, насколько хорошо дизайнер владеет той или иной программой. Все это очень субъективно и определяется, по сути, исключительно самим дизайнером. Кто-то научился накладывать фильтры в фотошопе и считает, что освоил программу на все 100%. А кто-то, даже имея не один десяток лет опыта, оценит свои знания только на 80%, потому что периодически открывает для себя новые функции и инструменты, которые раньше не использовал.
Скорость, но не качество
Само по себе знание графических программ даже на уверенном уровне не делает дизайнера дизайнером. Это может существенно повлиять на скорость выполнения задачи и в гораздо меньшей степени на ее качество.
Оптимальные решения
Важно не само по себе владение графическими программами как набором инструментов, а умение выбрать правильные инструменты, и с их помощью решить поставленную задачу оптимальным способом. А это умение приходит исключительно с опытом.
Собственные инструменты
Хороший дизайнер помимо использования графических программ, сам создает для себя дополнительные инструменты: шаблоны, компоненты, темплейты, мокапы, различные библиотеки, стили и так далее. Все это помогает ему решить задачу более эффективно.
Советы для соискателя
- Старайтесь адекватно оценивать свой уровень владения тем или иным графическим редактором. Если вы смогли создать в After Effects анимацию движения шарика слева направо, то заявлять о владении программой, наверное, преждевременно. Это поможет избежать проблем на испытательном сроке, когда вам, согласно заявленным знаниям, дадут задачу со сложной анимацией, а вы с ней не справитесь.
- С другой стороны, излишняя скромность тоже может быть здесь не очень уместна. Так как оценка достаточно субъективна, то, возможно, небольшое завышение своего уровня принесет гораздо больше пользы, чем реальность.
- Вникать в то, насколько хорошо дизайнер владеет графической программой, совсем не обязательно. Вам важно, чтобы был хороший результат при приемлемых для данной задачи сроках. А какими инструментами дизайнер решил данную задачу — не столь важно. Спросите дизайнера на собеседовании, сколько времени он потратил на ту или иную работу в портфолио. Если даже при хорошем результате время, потраченное на разработку, слишком велико, то, возможно, дизайнер не может найти оптимальный набор инструментов для ее решения.
- На собеседовании спросите дизайнера, каким образом он оптимизирует свою работу, что помогает ему быть более эффективным, особенно если речь идет о потоковых задачах. Хорошим ответом будет использование шаблонов, компонентов, скриптов, плагинов и так далее.
Знание трендов в дизайне
Следить за трендами в дизайне, конечно, очень важно. Как минимум, чтобы идти в ногу со временем. Однако следовать им нужно осторожно и вдумчиво, что далеко не все дизайнеры умеют делать.
Помнить про бренд
Бывает, что в погоне за трендами дизайнер совершенно забывает про бренд, с которым работает. Как этот бренд себя позиционирует, какая у него аудитория, сегмент, архетип, ToV и так далее. В результате иногда получаются странные истории, когда бренд, рассчитанный на взрослых и состоятельных людей, вдруг начинает разговаривать с ними на языке подростков. В трендах не столь важно их знание, сколько умение их применять так, чтобы они не ломали бренд, а помогали ему идти в ногу со временем.
Вторичность
Важно помнить, что следование трендам – это всегда вторичность. Как плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, так и плох тот дизайнер, который следует трендам, но не мечтает их задавать.
Советы для соискателя
- Применяйте тренды очень осторожно и вдумчиво. Умейте обосновать свое решение, так как заказчик часто просто хочет все модно и современно, не вникая в то, как это влияет на бренд в целом. Об этом должен думать дизайнер.
- Спросите у дизайнера на собеседовании, почему он выбрал тот или иной стиль для своего проекта в портфолио. Ответ «просто потому что это в тренде» — это плохой ответ, означающий, что дизайнер применял свои знания не очень осознанно.
Насмотренность
Насмотренность — это то, насколько дизайнер умеет подмечать различные визуальные решения вокруг себя и формировать на их основе собственное видение. Очень важный и нужный навык, но что же здесь может пойти не так?
Творец или нейросеть?
Иногда насмотренность воспринимается дизайнером достаточно буквально. Он начинает действовать по тому же алгоритму, что и нейросеть: смотрит большое количество чужих работ и компилирует на их основе что-то свое, согласно предоставленному брифу. Ничего плохого в таком подходе нет, он сильно оптимизирует затраты дизайнера на решение задачи. Однако важно помнить, что человек в отличие от нейросети является творцом и может черпать вдохновение как из внешних источников, так и внутри себя. Для меня очень важно, чтобы дизайнер при решении задачи прежде всего заглядывал внутрь себя: начинал с чистого листа, включал воображение, придумывал, писал свой уникальный сценарий. К сожалению, довольно часто я наблюдаю совсем другую практику. После получения задачи дизайнер сразу же идет искать вдохновения на различные внешние ресурсы и собирает мудборды из чужих работ, даже не пытаясь найти новое решение. Да, создать что-то уникальное сегодня достаточно сложно. Те или иные похожие решения уже обязательно кто-то где-то применял. Но если дизайнер прошел путь к этому решению самостоятельно, то это навсегда останется именно его решением, даже если что-то похожее уже много раз было.
Советы для соискателя
- Всегда старайтесь в первую очередь опираться на собственное воображение, досконально изучите проект, с которым работаете, вникните во все нюансы и попробуйте придумать свое решение задачи с чистого листа.
- Если вы все же используете в своей работе мудборды и чужие решения, то делайте это максимально осознанно. Каждый элемент в вашем дизайне должен отвечать на поставленные вами же вопросы: почему это выглядит именно так? Какой смысл вложен в данное решение? Как это решение встраивается в общую концепцию и соотносится с другими элементами дизайна?
Спросите дизайнера, чем и как он обычно вдохновляется, и что он первым делом делает при получении новой задачи. Если в ответе будут звучать слова: анализ, изучение брифа, размышления, поиск идеи, скетчи и наброски, то это хороший подход к решению задачи.
Тестовое задание
Как бы это банально ни звучало, но самый лучший способ убедиться, подходит ли дизайнер для решения задач, — это старое доброе тестовое задание. Одно время я, как и многие другие, сильно заблуждался, считая это пережитком прошлого, формальностью, пустой тратой времени. Это далеко не так. Ничто не раскрывает так реальный уровень дизайнера и его заинтересованность в получении работы как сделанное им тестовое задание.
Советы для соискателя
- Отнеситесь к выполнению тестового задания максимально серьезно и внимательно. Это не формальность. Если вы действительно хотите получить предлагаемую работу, то нужно выложиться на максимум и показать всё, на что вы способны. Это тот случай, когда нужно либо делать максимально хорошо, либо не делать совсем и не тратить свое и чужое время.
- Уделите внимание тому, как вы подаете свое тестовое задание. Помните, что это презентация вас как специалиста.
- Максимально внимательно отнеситесь к составлению тестового задания. Постарайтесь учесть в нем все вопросы к компетенциям дизайнера, на которые хотели бы получить ответы.
- Не делайте тестовое задание слишком сложным и объемным. Работа над ним не должна занимать у дизайнера более 2 рабочих дней. Хорошее тестовое задание должно быть максимально простым, но максимально показательным.
- Обязательно просите дизайнера вместе с результатом тестового задания предоставлять все исходные файлы и изображения, а лучше еще и краткое описание того, почему он пришел именно к такому решению.