Когда идеи коллег превращаются в реальность, а они сами растут и развиваются в профессиональном и творческом плане, когда команда довольна, и усилия каждого признаны, работа становится не просто эффективной, а вдохновляющей и динамичной. В то же время управление такой командой — это постоянные вызовы, требующие нестандартных решений в вопросах мотивации, развития и поддержания внутренней дружелюбной атмосферы. В этой статье я расскажу, почему так важно понимать уникальность креативной команды, и как мы внедрили свою систему оценки и роста. В дополнение к прикладному опыту поделюсь ключевыми аспектами некоторых теорий управления, которые интуитивно были интегрированы в нашу комплексную систему.
Сохранять баланс между креативом и бизнес целями
Одним из основных вызовов является то, что ежедневная деятельность креативной команды должна давать конкретные результаты, которые, в свою очередь, должны соответствовать стратегическим бизнес-целям. Вопрос заключается в том, как сохранить баланс между творческой свободой и ответственностью за качественный результат в поставленные сроки? Грейдинг и система KPI могут стать вашим лучшим инструментом, если подойти к их внедрению с умом.
- Грейдинг – это процесс оценки качества выполнения задач, основанный на определенных критериях. Он помогает объективно измерить уровень выполнения работы как с точки зрения сложности задач, так и с учетом навыков исполнителей.
- KPI (Key Performance Indicators) — это ключевые показатели эффективности, которые используются для измерения успеха в достижении бизнес-целей. Классическое определение KPI предлагает Питер Друкер, один из отцов-основателей современного менеджмента: «Если вы не можете измерить результат, вы не можете им управлять» (Drucker P., "The Practice of Management", 1954). KPI помогают структурировать работу команды и установить четкие цели и параметры оценки, тем самым обеспечивая не только контроль выполнения задач, но и мотивацию сотрудников на результат.
Зачем внедрять грейды и KPI в инхаус дизайн-команде?
Первая попытка рассказать команде о том, что у нас будут введены грейды и KPI, не увенчалась успехом. 90% команды придерживалось устойчивого мнения, что креативная работа не поддается количественному измерению, а оценка качества носит субъективный характер. Верно, что творчество по своей природе субъективно.
Однако, когда речь идет о бизнесе, даже самые креативные процессы нуждаются в ясных критериях оценки.
Как внедрить грейдинг и KPI для креативной команды: 12 шагов
1. Определите и сформулируйте список основных результатов, требуемых/ожидаемых от вашей команды.
Прежде чем углубляться в конкретные метрики KPI или уровни грейдов, важно прояснить ключевые общекомандные цели. Этот процесс схож с Управлением по целям (Management by Objectives, MBO) П. Друкера, которое подчеркивает согласование индивидуальных показателей производительности с более широкими организационными целями.
У нас их много, и результат выходит за рамки качественного дизайна, включая в себя:
- стратегическое влияние на маркетинговые цели;
- воздействие на восприятие бренда и повышение его узнаваемости;
- оперативный запуск рекламных кампаний регионального и федерального уровней;
- поддержка ситуативного маркетинга в любое время суток;
- сопровождение дизайном локальных и международных стратегических мероприятий и тд.
2. Перечислите типовые задачи в рамках каждой цели/результата.
Мы накопили 90 типовых задач нашего центра дизайна, маркетинга и креативных решений. Статистику наиболее повторяющихся задач взяли из своей же системы отчетности, которую ведем в течение 3-х лет, постоянно ее обновляя. Это перекликается с принципами «Структуры разбиения работ» (Work breakdown structure, WBS), инструмента в управлении проектами. Разбив сложные проекты на конкретные задачи, мы получили четкое представление о том, какие именно типы работ требуют наибольших трудозатрат команды. Этот шаг также позволяет далее разобраться, в каком количестве необходимы кадровые ресурсы для достижения результатов.
3. Назначьте вес для каждой задачи
Важно не просто классифицировать задачи по типу, но и учесть уровень сложности каждой из них, что мы и сделали третьим шагом. Это был многослойный этап от определения того, каким именно образом будет измеряться уровень сложности до построения системы, которая интегрирует эту информацию в конечную оценку эффективности сотрудников и привязки к KPI. Для этого обязательно потребуется экспертная группа, в нашем случае это были арт-директоры и лид дизайнер. Измеримость сложности задачи мы привязали к времени ее выполнения. Длительность затрачиваемого времени отражает средний стандарт, который будет применяться к каждому исполнителю. Сам временной показатель с помощью небольших арифметических вычислений перевели в баллы, и вес каждой задачи стал основой для расчета KPI. Например, создание полноценного кей вижуала с 3D объектом весит 5 баллов, а отрисовка 3D иконки 2 балла. Этот шаг помог нам создать прозрачную и объективную систему общей оценки эффективности команды и справедливо распределять нагрузку.
4. Категоризируйте задачи по функционалу
Далее типовые задачи помимо объединения по результатам группируются по функционалу. В нашем случае это 5 категорий:
- графический дизайн
- 3D дизайн
- копирайтинг
- проектный менеджмент
- управление сообществом
Категоризация задач обеспечивает структуру для понимания наборов навыков, необходимых в каждой области, и помогает определить области, в которых мы могли бы применить вертикальный рост или иные пути карьерного роста.
Этот шаг помогает не только подготовить базу для дальнейшего грейдирования, а позволяет понять, какого профиля специалисты необходимы для достижения результатов. На основе этого руководству и коллегам из HR, занимающимся распределением ставок и кадровыми вопросами, легко аргументировать потребности команды в конкретных специалистах и их количестве.
5. Выделите ключевые хард-скилы в рамках каждой категории.
По каждому функционалу с учетом типовых задач и ожидаемых результатов мы определили технические навыки, обязательные профессиональные компетенции, так называемые хард-скилы, и подробно описали их. Например, для проектного менеджмента одним из хард-скилов является ведение документооборота. Этот шаг соответствует управлению на основе компетенций, где роли определяются навыками, необходимыми для их успешного выполнения.
В момент, когда совпадает то, что прописано по скилам в ожиданиях системы, с тем, что члены команды понимают необходимость развивать конкретные компетенции, можно считать, что миф о невозможности грейдирования в дизайне развеян.
Не все задачи требуют большого количества ресурса и постоянного улучшения навыков в их реализации, поэтому у вас может быть в команде 10 разных категорий функционала, и только одна требовать постоянного развития. Мы определили возможности роста для таких ролей, как графические дизайнеры и менеджеры проектов, разбив требования к навыкам на уровни мастерства владения ими.
7. Постройте систему грейдов/уровней/ступеней.
Для каждой категории мы разработали три основных грейда: джун, мидл и сеньор. Для графических дизайнеров — дизайнер (джун), ведущий дизайнер (мидл) и главный дизайнер (сеньор), для проектных менеджеров – менеджер проектов (джун менеджер), руководитель проектов (менеджер) и директор (сеньор менеджер).
8. Определите ключевые софт-скилы.
Для эффективности и успеха команды решающее значение имеют не только хард-скилы, но и личные качества, гибкие социальные навыки (мягкие навыки), так называемые софт-скилы. В нашем случае пять софт-скилов для команды с описанием требований и уровнями развития были взяты из общебанковского списка компетенций, разработанных Департаментом по работе с персоналом. Среди них креативность, обратная связь и эмоциональный интеллект. В отличие от хард-скилов, их сложнее измерить, но они оказывают важное влияние на продуктивность, общую культуру в команде и способность адаптироваться к изменениям. Несмотря на сложность измерения софт-скилов, используются как качественные, так и косвенные методы оценки. Например, совместно с дизайн-директором и арт-директорами я наблюдаю, как проявляются навыки в повседневной работе, учитываю обратную связь от команды и оцениваю изменения в командной культуре и взаимодействии.
Более того, в Газпромбанке предоставляется возможность обучения сотрудникам, рекомендации и ресурсы для развития софт-скилов.
9. Установите нормы KPI для каждой категории.
Для каждой категории мы определили нормы KPI, их минимальные приемлемые и средние значения. В этом нам помогла система отчетности и веса задач.
В течение 9 месяцев собиралась статистика по средним показателям команды, калибровались веса задач, совершенствовался подход внесения задач в отчеты, и на основе всего этого мы получили нормы KPI команды. На сегодня есть понимание, сколько в среднем баллов в месяц набирает графический дизайнер разных грейдов. Этот шаг помог сосредоточиться на результатах и качестве работы.
Следующий шаг относится к стандартизации показателей в организации. Командные цели и индивидуальные KPI должны способствовать достижению стратегических целей компании. Мы согласовали нормы KPI с показателями эффективности в банке, гарантируя, что эффективность каждого члена команды способствует достижению более широких бизнес-целей.
Например, успех рекламной кампании и рост продаж того или иного банковского продукта напрямую и косвенно может зависеть от того, как было упаковано предложение визуально, насколько быстро была реализована задача.
11. Интегрируйте скилы, грейды и KPI в единую систему.
После того, как мы определили хард- и софт-скилы, обозначили грейды и установили KPI, все это объединили в единую систему роста, которая стала частью оценки эффективности работы команды. Это помогло и помогает делать процесс управления прозрачным и логичным.
12. Презентуйте систему и собирайте обратную связь.
После внедрения системы важно получить фидбэк от команды. Итеративный цикл обратной связи продвигает основы гибкого управления, которые фокусируются на постоянном совершенствовании и адаптивности. Сбор отзывов позволил нам усовершенствовать систему, чтобы она была эффективной и принятой командой. Попросите команду вернуться с конструктивными комментариями по конкретным позициям, которые непонятны или к которым есть вопросы.
Важно, чтобы команда не только приняла, но и глубоко понимала систему роста.
Заключение
Внедрение системы грейдов и KPI — это не только инструмент для оценки результатов, но и мощный механизм развития команды. Прозрачность, которую она создает, открывает четкие пути для карьерного роста, делая процесс продвижения сотрудников справедливым и понятным для каждого. Важно помнить, что цель такой системы — не ограничивать возможности или демотивировать команду, а, наоборот, способствовать их профессиональному развитию. Когда каждый участник понимает, что его вклад объективно оценивается, это вдохновляет на повышение вовлеченности и новые достижения. Несколько показательных примеров, которые иллюстрируют, как система грейдов и KPI помогла нам развить и удержать талантливых сотрудников. За время её внедрения:
- шесть сотрудников повысили свой грейд, пройдя путь от джун дизайнера до мидла,
- трое мидл дизайнеров стали сеньорами,
- двое из наших дизайнеров продвинулись до позиций арт-директоров,
-еще один арт-директор, благодаря специализированному обучению и проактивной работе, значительно укрепил свои навыки и внес новый опыт в команду, что продвинуло его до позиции дизайн-директора.
Это наглядно показывает, что система не только оценивает результаты, но и предоставляет возможности для активного профессионального роста, при этом влияя не только на развитие команды, но и на рост руководителей.
Когда лидерство равно сервису, гораздо легче создавать условия, при которых каждый сотрудник раскрывает свой потенциал и развивается в рамках четкой и понятной системы.